Финансы в современных условиях. Перспективы развития финансовой системы.
 
Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС: ЕСТЬ КОНТАКТ? (Московский комсомолец, 19.03.2011г.)

ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС: ЕСТЬ КОНТАКТ?

Московский комсомолец – Тюмень, 19 марта 2011, Ирина ВЕТРОВА

 

От новых инициатив в сотрудничестве между частным бизнесом и государством зависит экономическая перспектива страны

В Тюмени состоялась научно-практическая конференция "Институты развития и банковский сектор России: развитие частно-государственного партнерства". Участники обсудили варианты снижения государственных рисков за счет распределения их между государством и бизнесом. При этом критике подвергся класс чиновников.

Банковские преимущества

Главный гость конференции депутат Госдумы Анатолий Аксаков, по совместительству президент ассоциации региональных банков, охарактеризовал государственных управленцев как "неэффективных и подкупных", но оговорился, что сказано это не в адрес хозяев мероприятия. По его мнению, бюджетные инвестиции должны проходить через банк: он заинтересован в получении прибыли и возвратности кредита, в отличие от чиновника, который чаще всего выбирает инвестиционный проект, исходя из личной выгоды.

Депутат Тюменской областной Думы Сергей Холманский солидарен с коллегой и считает, что необходимо повысить эффективность проектов за счет участия в них частного бизнеса, как правило, более успешного на рынке, чем государственные структуры.

В настоящее время бюджетные инвестиции в экономику страны выделяются огромные: например, в 2011 году Федерация направила 250 миллиардов рублей в дорожное строительство, 240 миллиардов - в нацпроекты. Инвестиционный фонд России к 2013 году возрастет до 400 миллиардов рублей. "Бюджетными средствами должен распорядиться «Российский банк развития» через региональные структуры, для того чтобы с максимальной пользой реализовывать инвестиционные проекты", - говорит Анатолий Аксаков.

Этот банк создан совсем недавно - в прошлом году, но ему пророчат успешное будущее. Как рассказал начальник управления финансовых институтов России госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк) Алексей Воробьев, в уставный капитал ОАО "Банк развития" Госдума выделила 180 миллиардов рублей. В частности, в его функции входит поддержка малых и средних предприятий в инновационной сфере. Кредит можно получить сроком до двух лет на сумму не более 150 миллионов рублей. В ближайшее время его руководству предстоит выработать критерий отбора для совместной работы с региональными кредитными организациями. Подобных совместных проектов в стране пока немного, но они дают о себе знать: например, Россельхозбанк, который также называют банком развития.

В 2010 году появилась Российская венчурная компания - еще один из "игроков" этого направления. Ее уставной капитал составляет пять миллиардов рублей. На территории Тюменской области реализуется проект создания Венчурного фонда с участием федеральной власти. В качестве одного из ключевых объектов инвестирования рассматривается "Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа", ориентированный на поддержку всех стадий инновационного процесса - от формализации идеи до передачи технологии в серийное производство и развитие бизнеса. Презентацию технопарка провел заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь.

Идут в область и зарубежные банки - в прошлом году в Тюмени открыли свои двери филиал Райффайзенбанка (Австрия) и представительство Московского международного банка (Италия-Германия), в этом году планируется открытие филиала банка "Сосьете Женераль Восток" (Франция) и банка "Сибирь" (Казахстан).

Кроме того, в настоящее время в Тюменской области при содействии областного правительства осуществляется более 30 крупных бизнес-проектов с общим объемом инвестиций более семи миллиардов евро. Участники конференции считают, что подобные проекты должны стать эффективными инструментами взаимодействия между частным бизнесом и государством. Свои надежды они связывают также с созданием и функционированием особых экономических зон, реализацией принципов, предусмотренных федеральным законом "О концессионных соглашениях" и так далее. Кстати, Тюменская область входит в перечень инвестиционных проектов страны масштабной бизнес-идеей "Урал промышленный - Урал Полярный". В 2011-2012 годах на его создание будет выделено более четырех миллиардов рублей из фонда инвестиций.

Тропа для бизнеса

Высказываясь о законе "О концессионных соглашениях", директор НКО "Институт предпринимательства Уральского федерального округа" Анжелика Гембарская отметила, что он хороший, но нужны дополнительные изменения в другие нормативные акты. "Надо законодательными механизмами защищать концессионера от рисков, в том числе и политических", - считает она. По ее мнению, система концессий может работать в любой отрасли экономики: в ЖКХ, спорте, лесном и рыбном хозяйстве, здравоохранении.

С этим согласна и депутат Тюменской областной Думы, главный врач крупного медицинского центра Елена Нечай. Она готова была бы воплотить свою мечту о частно-государственном партнерстве в лечебно-оздоровительной сфере и даже говорила на эту тему с губернатором, о чем призналась корреспонденту "МК" в Тюмени". "Это могли быть частные клиники, которые взяли бы на себя часть госзаказа, но к нему бизнес не подпускают, - подчеркнула она. - Для этого на федеральном уровне должны пройти изменения в законодательстве. Где вы видели, например, частный Дом для престарелых?". По ее мнению, внятные правила "игры" способствовали бы появлению подобных планов.

По словам Анжелики Гембарской, нужны пилотные проекты, чтобы на их примере была продемонстрирована реальная совместная работа бизнеса и государства на благо людям. "В США закон о концессиях работает более 200 лет, а у нас принят в 2005 году, - говорит она. - Американский частный капитал вкладывал свои средства, например, в морские порты, в то время как государство на них уже не тратило средства. А у нас только частная дорога Москва - Санкт-Петербург, где очень много проблем".

Государственные финансовые институты развития важны не как инструменты, обеспечивающие приток государственных инвестиций в экономику, а в большей степени как институты, обеспечивающие среду для частных инвестиций. На эту тему высказался начальник ГУ Банка России по Тюменской области Сергей Попов: "В моем понимании частно-государственное партнерство - это когда государство пробивает тропу, а за ним устремляется частный бизнес".

Сергей Холманский отметил, что если переложить часть проблем с государственной "головы" на предпринимательскую, то это позволит обеспечить снижение нагрузки на бюджет, поможет сконцентрировать внимание государственных органов на наиболее свойственных им административных функциях и сократить государственные риски между частным партнерством и властью.

"Инвестиции в Тюменскую область составили в прошлом году около 80 миллиардов рублей, а в ХМАО-Югру - 300 миллиардов рублей, - отметил депутат. - Большая их часть приходится на топливно-энергетический сегмент, но начинают развиваться лесная промышленность, машиностроение, энергетика. Задача частно-государственного партнерства - снизить размер бюджетных инвестиций в ключевые отрасли экономики и риски государства и отправить больше денег в больницы и школы".

Но это как раз и входит в перечень приоритетных направлений частно-государственного взаимодействия в соответствии с программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу - 2006-2011 годы. Кроме того, названы еще и производственная, транспортная инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство, финансирование научных исследований, развитие инновационной инфраструктуры, система переподготовки, социальные услуги.

Кризис длинных денег

Перечисленные меры позволят значительно увеличить приток "длинных" денег в кредитные учреждения страны, остро испытывающие дефицит финансовых средств. "У наших кредитных организаций нет долгосрочных и относительно дешевых ресурсов, с помощью которых они могли бы кредитовать малый бизнес и различные перерабатывающие предприятия, - отметил Анатолий Аксаков. - Раньше российские банки занимали деньги за рубежом, но кризис прошлого года привел к тому, что делать это стало трудно".

Он добавил, что ЦБ РФ вовремя отреагировал на ситуацию, применил ряд эффективных мер и в результате нивелировал последствия кризиса западных рынков в стране. В то же время, банк страны показал существенные изъяны кредитной политики, ведь главными ресурсами ЦБ могут воспользоваться, в основном, государственные банки. Часто они, получая эти деньги, выступают спекулянтами, добавляя свою маржу, и финансируют кредитные организации "второго" уровня: тех, кто не допущен к ресурсам ЦБ. Аксаков говорит, что ассоциация российских банков вырабатывает комплекс мер, обеспечивающих относительно равные условия для всех участников финансового рынка.

Другой источник для кредитных организаций - средства населения. "Их объем уже достиг пяти триллионов рублей, но это не предел", - оптимистично заявил Анатолий Аксаков. Из главных "стимуляторов" решения этой задачи он выделил увеличение суммы страхования вкладов, которая в настоящее время равна 400 тысячам рублей, до 600 тысяч. По его словам, Фонд страхования вкладов позволяет это сделать - "предложение уже подготовлено и началась дискуссия".

Ассоциация предлагает свой вариант. Он заключается в том, что ЦБ половину своей прибыли перечислял бы не в бюджет РФ, а направлял бы эти деньги на пополнение Фонда страхования вкладов. Как отметил Аксаков, за счет этого можно было бы решить две проблемы: увеличить сумму страхования вкладов и уменьшить отчисления банков по страхованию (в настоящее время она составляет 0,1 процента).

Еще одна эффективная "замануха" для населения - так называемые жилищно-накопительные вклады. В Госдуме находится законопроект "О строительных сберегательных кассах", который внес спикер Сергей Миронов. Поддержка правительства этому законопроекту уже обеспечена, и в конце марта он будет рассматриваться в Госдуме. Напомним, что новшество предусматривает господдержку таких вкладов: на каждый рубль внесенных населением денег будет добавляться бюджетная копейка. "Это имеет положительное значение для борьбы с инфляцией, - поясняет Аксаков. - "Горячие" деньги с рынка уходят, люди несут деньги в банки, формируют сбережения". По его словам, благодаря этому есть долгосрочный ресурс для банков, с другой стороны - сдерживается инфляция.

Российской ипотеке далеко до классики

Упреки государственным мужам прозвучали и от заместителя генерального директора ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АИЖК) Леонида Векшина.

Он отметил позитивный рост ипотечных объемов: за прошлый год выдано порядка 550 миллиардов рублей, ожидания этого года - порядка 680 миллиардов рублей. Векшин считает, что рынок ипотеки растет быстрее, чем закладываются прогнозы правительства, а объемы государственной поддержки деятельности АИЖК недостаточны. "Необходимо усиливать поддержку, используя возможности институтов развития, - сказал он. - При этом основной должна стать секьюритизация ипотечных кредитов".

Напомним, что федеральная служба по фондовым рынкам (ФСФР) разработала законопроект по секьюритизации, который будет внесен в Госдуму весной 2011 года. Среди серьезных новаций законопроекта - возможность выпуска субординированных облигаций и введение двух новых институтов: представителя владельцев облигаций и общего собрания облигационеров. Леонид Векшин напомнил, что в России было всего два выпуска ипотечных ценных бумаг. Первый осуществил Газпромбанк, второй провело АИЖК в прошлом году, а в этом наметило размещение третьего выпуска на 10,7 миллиарда рублей.

По мнению руководства агентства, в ипотечные жилищные облигации могут быть инвестированы и пенсионные деньги из средств так называемых "молчунов", которыми управляет ВТБ. АИЖК предлагают такую схему: с помощью этих облигаций он будет выкупать у банков ипотечные активы, а банки смогут получать в ЦБ РФ на облигации в виде залога соответствующие ресурсы. По словам Леонида Векшина, Центробанк РФ концептуально поддержал эту идею.

В настоящее время отсутствие "длинных" денег отрицательно влияет на развитие ипотеки. Об этом говорили практически все выступающие. Анатолий Аксаков отметил, что ипотечные ставки подросли на 1-1,5 процента, что вызвано более дорогими ресурсами, которыми пользуются банки, да и инфляция высока. Начальник ГУ Банка России по Тюменской области Сергей Попов солидарен с коллегами в характеристике ипотечного рынка: "Современная ипотека "короткая", в отличие от классической, когда кредиты выдаются на длительный срок". Но подчеркнул, что те действия, которые предпринимают законодатели по привлечению ресурсов в банки, позволят увеличить и сроки выдачи ипотечных кредитов.

Результатом деятельности конференции стала резолюция, в которой даны рекомендации Думе и правительству Тюменской области, а также финансово-кредитным учреждениям, страховым и лизинговым компаниям региона.

 

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.