Финансы в современных условиях. Перспективы развития финансовой системы.
 
Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Помазанник государственный (Новое поколение, 07 ноября 2011г.)

Помазанник государственный

Новое поколение

7 ноября 2011

Когда государство хочет помочь развиться бизнесу, не расходуя при этом много собственных средств, на помощь приходит система государственно-частного парт­нерства. В мире ГЧП получило широкое распростране­ние. В Казахстане тоже, но, как водится, со своим своеобразным окрасом.

Институт государственно-частного партнерства получил импульс к своему развитию с конца 80-х годов прошлого века. В Великобритании толь­ко за последние 10 лет были реализованы программы ГЧП на сумму свыше 40 миллиар­дов фунтов стерлингов. По схеме государственно-частно­го партнерства были реализо­ваны такие проекты, как Евротоннель под проливом Ла-Манш, Сиднейский портовый тоннель, мост Конфедерации в Канаде, национальные аэро­порты в Гамбурге и Варшаве, Центральный парк в Нью-Йорке, отдельные ветки лон­донского метро.

Схем соглашений ГЧП ве­ликое множество. Это и кон­цессии (в Казахстане есть специальный закон о кон­цессиях, регулирующий вза­имоотношения бизнеса и го­сударства в этой сфере), и контракты на предоставле­ние услуг, на управление и содержание, лизинговые со­глашения, совместные пред­приятия, партнерства.

В целом схемы соглашений можно разделить на четыре составляющие: BOOT (от англ. построй, владей, управ­ляй, передай); ВОТ (построй, управляй, передай); BOO (по­строй, владей, управляй); об­ратный BOOT - означает пе­редачу государственной соб­ственности в эксплуатацию частной компании, которая постепенно становится ее владельцем.

Наиболее популярными являются схемы BOOT и ВОТ, поскольку они подразу­мевают, что объект инфра­структуры, созданный в ходе реализации проекта, передает­ся государству.

Кстати, уровень развития ГЧП в стране является од­ним из - критериев, который международная организация Институт развития менедж­мента учитывает при расче­те индекса конкурентоспо­собности.

В настоящее время в Казах­стане действует масса проектов по системе ГЧП. Большая часть из них - на концессион­ной основе. Два наиболее из­вестных - строительство и эк­сплуатация новой железнодо­рожной линии Станция Шар - Усть-Каменогорск (сто­имость строительства - 202,5 миллиона долларов, срок кон­цессии - 2005-2028 годы) и стро­ительство межрегиональной линии электропередачи Се­верный Казахстан - Актюбинская область (стоимость стро­ительства - 165,8 миллиона долларов, срок концессии -2005-2022 годы).

Еще 5 проектов общей сто­имостью 1,4 миллиарда дол­ларов последовали уже после принятия специализированно­го Закона "О концессии" - в 2010-2011 годах. Сейчас в Ка­захстанском центре государ­ственно-частного партнер­ства, на который возложено проведение экономической экспертизы как действующих проектов, так и предлагаемых к передаче в концессию, на­ходятся еще 12 проектов (в транспортной отрасли) на об­щую сумму свыше 11,4 мил­лиарда долларов.

По мнению главного экс­перта сектора экспертизы концессионных проектов Центра ГЧП Аимгуль Батырбековой, в структуре ГЧП именно концессии являются наиболее перспективной фор­мой партнерства. Концесси­онные договоры в отличие от контрактных отношений но­сят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторо­нам осуществлять стратеги­ческое планирование своей деятельности.

В концессиях частный сек­тор обладает наиболее пол­ной свободой в принятии ад­министративно-хозяйствен­ных и управленческих реше­ний, что отличает их от со­вместных предприятий и кон­трактов на выполнение ра­бот. Если к этому присовоку­пить возможность государ­ства законодательного воз­действия на концессионера в случае нарушения им усло­вий договора и при возникно­вении необходимости защи­ты общественных интересов, преимущества удваиваются.

Кроме того, по Закону "О концессиях", государство пе­редает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственно­сти, оставляя за собой право распоряжения.

Однако по данным схемам реализуются лишь крупные проекты. Менее значимые (как по масштабам, так и по стоимости) регулируются отраслевыми законами. Такая схема сотрудничества вполне укладывается в бартерный обмен: я, как государство, тебе - бизнесу - выделю землю под твой проект, а ты мне за это...

Список может занять не одну страницу: проложить тру­бы, построить детский сад, по­садить или облагородить парк и т.д. Достаточно сказать, что только в Астане строится не­сколько школ по принципу ГЧП: бизнесу выделили зем­лю с подведенными комму­никациями и дали разрешение на застройку, а он в обмен строит школы.

Нынешний финансовый кризис может существенно изменить расстановку сил - частный бизнес, занятый в реализации подобных некруп­ных проектов, в последний год заметно снизил свою актив­ность. Причина стала уже традиционной - сложно по­лучить кредит в банке на рас­ширение бизнеса. Следова­тельно, бизнес уже и не про­являет такой заинтересован­ности в "обмене" с государ­ством. (В начале осени в пра­вительстве намекали, что в ближайшее время строитель­ства школ на основе ГЧП не ожидается.)

"Застойный период" может стать отличным временем для выработки стандартов по ГЧП. Ведь, как поясняют многие экономисты, сложив­шаяся ситуация с "местечко­вым ГЧП" - результат пробе­лов в законодательстве и от­сутствие единого органа, да­ющего оценку тем или иным проектам.

Что касается органа, то его уже создали: в задачи Казах­станского центра ГЧП входит не только оценка и экспер­тиза концессионных и бюд­жетных инвестиционных про­ектов (тех самых школ и труб), но и разработка реко­мендаций по совершенство­ванию институциональной системы в области ГЧП.

Что же касается законода­тельства, то пока идет актив­ная дискуссия: требуется ли Казахстану отдельный закон по ГЧС или достаточно на­ладить нормальную работу в рамках существующих норм. В любом случае, как обеща­ют в правительстве, в самое ближайшее время будет сбалансирован подход между ча­стным сектором и его ресур­сами, управленческими на­выками и технологиями и го­сударственным сектором с его регулирующей деятельно­стью и защитой обществен­ных интересов.

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.
 

Купить биткоин с карты Альфа-Банк; перевозки Авиа, и что может быть .