Финансы в современных условиях. Перспективы развития финансовой системы.
 
Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО ИНФРАСТРУКТУРА - Вдохновить (Эксперт (Россия), 17 января 2013г.)

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО ИНФРАСТРУКТУРА - Вдохновить

17 января 2013

Эксперт (Россия)

Бизнес не рискует вкладываться в инфраструктурные проекты, не видя четких гарантий возврата денег. Чтобы обеспечить реализацию отраслевых инвестпроектов с нуля, государство должно минимизировать риски вложений в инфраструктуру - обеспечив им большую эффективность или предоставив инвесторам активы в коммерческую концессию.

Сегодня Поволжье не получает всех тех бонусов, которые раньше ему давало удачное географическое расположение. Эту проблему регионы пытаются решить за счет инфраструктурных проектов. Грузопотоки, ушедшие с теряющей судоходность Волги, следующий в регион контейнерный трафик, обслуживанием которого сейчас занимаются Москва и Санкт-Петербург, пассажиропотоки, замкнутые на столичные терминалы, Поволжье надеется вернуть, создавая новые логистические терминалы и реконструируя дороги и аэропорты. Но радужные перспективы, которые рисуют презентации этих проектов, пока не сильно вдохновляют бизнес.

Залезть в государственный кошелек

Судьба большинства региональных инфраструктурных строек по-прежнему зависит от госдотаций. Так, несмотря на то, что проекты логистических центров по консолидации и обработке грузов существуют практически в каждом регионе Поволжья, строить их начнут только в двух - в Татарстане (Свияжск) и Ульяновской области (на базе аэропорта "Ульяновск-Восточный"). Первый единственным в ПФО вошел в федеральную целевую программу Минтранса РФ, опередив конкурентов из Самарской и Нижегородской областей. Второй будет финансироваться по линии МЭРТа и предполагает создание особой портовой региональной экономической зоны.

Опыт реализации проектов (в Татарстане идея создать логоцентр в Свияжске родилась еще в середине 90-х) показывает, что без господдержки сдвинуть их с мертвой точки не получится. Отчасти это объясняется глобальностью задач. В Поволжской логистической ассоциации неоднократно отмечали, что развитие логистической инфраструктуры должно стать одним из приоритетов местных властей - только при наличии целевой правительственной программы и политической воли можно бороться со столичным лоббизмом и последовательно реализовывать свою комплексную программу.

Но не только масштабы отпугивают инвесторов. Некоторые аналитики полагают, что большинство из предлагаемых к участию инфраструктурных инвестпроектов в их сегодняшнем виде больше напоминают авантюры. Они слабо продуманы с точки зрения возврата инвестиций, правовой базы. Например, грузопотоков, на которые предполагается сориентировать будущие логоцентры, пока в регионе нет, спрос на услуги терминалов еще только предстоит сформировать, под платные автодороги не отведена земля, у аэропортов нет нужного пассажиропотока. При таких рисках инвесторов может подтолкнуть к строительству только желание поучаствовать в распиливании госбюджетов, выделяемых под крупные проекты, высказывает опасение Алексей Безбородов, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews.

Деньги по назначению

Дефицит денег - бюджетных в том числе - заставит инвесторов более взвешенно подходить к финансированию инфраструктурных строек. В первую очередь приостановится реализация масштабных инвестпроектов со сложно просчитываемой эффективностью. Например, правительство Москвы уже отказалось от инвестиций в поволжские аэропорты (ранее шла речь о том, что оно установит контроль над аэропортами Ульяновска и Нижнего Новгорода). Их пассажиропоток и без того не обещал скорой окупаемости проектов, а теперь, когда рынок авиаперевозок лихорадит, перспективы вложений в инфраструктуру "воздушных ворот" становятся еще сомнительнее.

Можно ожидать, что во время кризиса госбюджеты перераспределятся в пользу более "точечных" инвестпроектов - тех, что предполагают меньшие инвестиции и обещают более скорый результат. К таковым, наверное, можно отнести развитие коммунальной и инженерной инфраструктуры - тут есть вполне измеримый спрос и вполне ожидаема быстрая отдача. Павел Кострикин, генеральный директор московской компании "Солнечный город" (строит одноименный микрорайон в Казани), рассчитывает на усовершенствование условий сотрудничества бизнеса и власти в жилищном строительстве. Он отмечает, что государство должно сегодня принять самое активное участие в формировании инфраструктуры - строительстве дорог, инженерных сетей, а все остальное должны делать частные инвесторы. По его словам, сегодня эта схема хромает из-за того, что власти не спешат выполнять взятые на себя обязательства. Положение могли бы спасти симметрично прописанные обязательства, санкции, ответственность обеих сторон, полагает эксперт. Антикризисные меры, разработанные правительством РФ, обещают обеспечить нужный контроль над расходованием средств, выделяемых для финансирования строек. Остается надеяться, что это гарантирует адресное поступление средств и соблюдение всех сроков.

На готовенькое

Помимо целевого финансирования инфраструктурных проектов, их реализации поспособствуют и концессионные соглашения, разработкой которых сейчас заняты власти поволжских регионов. Так, правительство Саратовской области недавно наделило правом заключать подобные сделки с инвесторами мэрию Саратова: чиновники надеются, что это позволит решить коммунальные проблемы города. В Нижнем Новгороде уже найден инвестор, который будет управлять городской коммунальной инфраструктурой. Им станет компания "Ремондис-155", совместное предприятие столичного строительного концерна СУ-155 и немецкой фирмы Remondis (входит в группу компаний Rethmann). СП займется уборкой улиц, сбором, сортировкой, вывозом и переработкой твердых бытовых отходов, очисткой воды, ремонтом водопровода и канализации, водоснабжением. Договор на управление уже существующими активами менее рискован для бизнеса, чем вложения в будущие проекты. Хотя готовая инфраструктура вряд ли требует меньших инвестиций - только в Нижнем Новгороде уровень износа водопроводных и канализационных путей составляет 75-80%.

Отдавать инфраструктуру в концессию до недавнего времени было не принято. Но обострившийся финансовый голод заставил и власти изменить свои привычки. Теперь они больше думают об эффективности, чем о политическом ресурсе.

 

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.