Финансы в современных условиях. Перспективы развития финансовой системы.
 
Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Правительство не собирается отказываться от ранее намеченных инвестиционных планов по развитию электроэнергетической отрасли, несмотря на финансовый кризис (Панорама, 07 ноября 2011)

Правительство не собирается отказываться от ранее намеченных инвестиционных планов по развитию электроэнергетической отрасли, несмотря на финансовый кризис

Панорама

7 ноября 2011

В Казахстане электроэнергетическая отрасль является одной из приоритетных в государственной политике. В ближайшие десять лет в мировом электроэнергетическом секторе грядут серьезные структурные и технологические изменения, которые будут сопровождаться беспрецедентными инвестициями в развитие технологий. Ранее правительство заявляло, что до 2015 года планирует привлечь в отрасль инвестиции в объеме около 3 трлн. Тенге. В качестве источников финансирования данных проектов назывались собственные и заемные средства электроэнергетических предприятий, деньги республиканского и местных бюджетов, финансирование по принципу государственно-частного партнерства, а также вовлечение финансовых инструментов фондового рынка. На этой неделе Министерство энергетики и минеральных ресурсов заверило, что, несмотря на разразившийся мировой финансовый кризис и трудности с финансированием, правительственные планы по развитию отрасли меняться не будут.

Кризис пришел

Кризис уже начал оказывать негативное влияние на отрасль. Прежде всего это сказывается на объемах потребляемой электроэнергии, поскольку крупнейшие промышленные предприятия металлургической, строительной и других отраслей вынуждены приостанавливать производства. Как сообщил вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Дуйсенбай ТУРГАНОВ, выступая на крупнейшем выставочно-конференционном форуме POWER Kazakhstan, организованном на этой неделе в Алматы компаниями Iteca и ITE, в последние годы в Казахстане наблюдался устойчивый рост объемов производства и потребления электроэнергии. По его данным, в 2010 году выработка электроэнергии составила около 76,3 млрд кВт/ч, а потребление - 76,4 млрд кВт/ч. Динамика этих показателей (январь-сентябрь 2010 года к январю-сентябрю 2011 года) показывает, что рост выработки электроэнергии составил 107,6%, прирост потребления - 108,3%. Однако уже в октябре текущего года в ряде регионов Казахстана было отмечено снижение темпов прироста потребления, а в некоторых случаях и уменьшение показателя по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. В частности, в истекшем октябре по сравнению с прошлогодним октябрем имело место снижение потребления электроэнергии на 2-7% в Алматинской, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. В результате, как сказал г-н Турганов Панораме, отвечая на вопрос относительно ожиданий правительства по развитию отрасли в текущем году, планы Минэнерго по выработке и потреблению 82-83 млрд кВт/ч электроэнергии уже сейчас скорректированы до 80-81 млрд кВт/ч, "но не больше". Вице-министр спрогнозировал, что на фоне набирающего обороты кризиса в Казахстане в скором времени производство электроэнергии будет превалировать над ее потреблением. А при остановке промышленных производств, сокращении объемов покупки будут непременно возникать излишки, которые начнут выбрасываться на оптовый рынок и станут поводом для снижения стоимости электроэнергии. В противном случае, полагает г-н Турганов, кризис может затронуть систему оплаты за потребленную электроэнергию, как это уже произошло в соседней России. Как бы то ни было, а правительство не допустит приостановку осуществления разработанного в прошлом году "Плана мероприятий по развитию электроэнергетической отрасли Республики Казахстан на 2010-2015 годы", в котором обозначены необходимые объекты, требующие строительства, модернизации или расширения. Собеседник заверил, что все мероприятия и сроки их реализации, прописанные в правительственных планах, "остаются незыблемыми". Он, в частности, сообщил, что Кабмином принято решение о финансировании части проектов в электроэнергетике за счет денежных средств, выделяемых госфонду "СамрукКазына". "23 энергоисточника будут обновляться, 22 - строиться. Все эти объекты остаются, невзирая на мировой финансовый кризис",- отметил г-н Турганов. Он не исключил возникновение проблем, связанных с привлечением инвесторов для реализации и финансирования некоторых проектов, однако не стал останавливаться на этой теме подробно, сказав, что "время покажет - кризис только начался".

Инвестиционные вливания

Согласно вышеупомянутому плану правительства, в средне- и долгосрочной перспективе в Казахстане сохранится рост потребления электроэнергии, что потребует скорейшего наращивания мощностей электростанций, развития национальной и региональных электрических сетей. Согласно прогнозным данным, электропотребление к 2015 году составит 125 млрд кВт/ч, а к 2020 году увеличится до 140 млрд кВт/ч. Таким образом, подсчитало правительство, ожидаемый прирост электропотребления к 2020 году относительно текущего уровня составит более 80%. При этом запуск первых энергогенерирующих мощностей, оказывающих существенное влияние на баланс производства и потребления электроэнергии по республике, возможен не ранее 2014 года. Г-н Турганов отметил, что в настоящее время Казахстан находится "на пике своих возможностей, когда производство и потребление электроэнергии достигло максимума". Некоторые регионы, в частности, юг, уже сейчас остро ощущают на себе проблему дефицита электрической мощности. "Если мы никаких усилий не приложим к развитию нашей отрасли, то не за горами будет и дефицит электроэнергии". По информации вице-министра, в Единой энергетической системе (ЕЭС) страны напряженно стоит проблема старения основного и вспомогательного оборудования на электростанциях, электросетевых и теплоснабжающих объектах. К 2013 году парковый ресурс исчерпает около 90% основного оборудования ТЭЦ. К 2015 году установленная мощность тепловых электростанций без выполнения мероприятий по техническому перевооружению и модернизации может снизиться до 12 207 МВт с нынешних 18 773 МВт. Как сообщил на энергетической конференции вице-президент казахстанской компании по управлению электрическими сетями АО "KEGOC" Владимир ОСОЧЕНКО, прогнозный максимум потребления по республике в текущий осенне-зимний максимум потребления составляет 13 100 МВт, что на 890 МВт (7,3%) выше соответствующего показателя 2010-2011 годов. Суммарная генерация в годовой максимум нагрузок ожидается на уровне 12 565 МВт, что превышает показатель предыдущего осенне-зимнего периода на 605 МВт (5%). Покрытие дефицита пиковой мощности в объеме 535 МВт, по его словам, планируется за счет поставок из энергосистем России и Центральной Азии. Только на юге страны, по данным г-на Турганова, в настоящий осенне-зимний период дефицит электроэнергии оценивается в 985 МВт, из которых 730 МВт планируется покрыть за счет поставок из северных источников, а остальные 255 МВт - за счет Кыргызстана. "Кыргызская энергосистема будет нам помогать в восполнении этой недостающей мощности в часы максимума нагрузок. Вопрос уже проработан",- сказал он. Вице-министр выразил надежду на то, что, несмотря на пессимистичные прогнозы относительно энергоснабжения юга в этот осенне-зимний период, "мы его проведем нормально, без больших проблем". Оптимистичный прогноз базируется, в частности, на неплохих показателях по топливному обеспечению станций. Так, запасы угля и мазута на станциях примерно на 20-30% превышают прошлогодние объемы. В южные газохранилища также удалось закачать газа на 40% больше, чем за тот же период 2010 года. Сегодня обеспечение необходимых объемов расширения, модернизации существующих и строительства новых объектов электроэнергетики, которые должны обеспечить покрытие потребности республики в электроэнергии, а также создание экспортного, транзитного потенциала, необходимых резервов мощности энергетики называют "важнейшей государственной задачей". К наиболее значимым проектам по вводу генерирующих мощностей и электросетевых объектов относятся модернизация национальной электрической сети (НЭС), строительство Балхашской ТЭС, Мойнакской ГЭС, третьего блока на Экибастузской ГРЭС-2, второй линии ВЛ-500 кВ транзита "Север - Юг", межрегиональной ЛЭП "Северный Казахстан - Актюбинская область", подстанции 500/220 кВ "Алма" с присоединением к НЭС Казахстана линиями напряжением 500, 220 кВ, атомной электростанции в Актау, расширение новыми энергоблоками Аксуской ГРЭС, а также реконструкция ВЛ-220 кВ "ЦГПП - Осакаровка". Так, по словам г-на Осоченко, в декабре 2011 года планируется завершить строительство ЛЭП, связывающей Северный Казахстан и Актюбинскую область, общей протяженностью 500 км и сметной стоимостью 19 млрд 898,603 млн тенге. Проект позволит присоединить электрические сети Актюбинской области к ЕЭС Казахстана и обеспечит энергетическую независимость региона от импорта российской электроэнергии. В четвертом квартале 2012 года намечается полное завершение первого этапа проекта модернизации НЭС, благодаря которому повысится технический уровень оборудования подстанций (ПС), будет обеспечена энергоэффективность и надежность ее работы. В 2011-2017 годах предполагается реализация второго этапа. Общая стоимость проекта оценивается в $798,4 млн. Для его осуществления привлечены займы МБРР ($140 млн для первого этапа) и ЕБРР ($45 млн для первого этапа и 255 млн евро для второго этапа). Проект строительства Балхашской ТЭС, оценивающийся в 4,5 млрд тенге, даст возможность обеспечить выдачу мощности в 2600 МВт. Ввод первых двух энергоблоков по 660 МВт запланирован на 2016 год, годовой отпуск электроэнергии составит 15,4 млрд кВт/ч. Г-н Турганов, в свою очередь, проинформировал, что на днях Минэнерго собирается подвести итоги конкурса по выбору инвестора для реализации этого проекта. География участников конкурса охватывает такие страны, как Китай и Южная Корея. Также, по словам г-на Осоченко, в 2012 году завершится строительство второй линии транзита "Север - Юг", которое стоит $364,2 млн и финансируется за счет займов МБРР ($100 млн), ЕБРР ($147,8 млн) и Банка развития Казахстана (на общую сумму 9,7 млрд тенге). Проектом предусмотрено сооружение ЛЭП протяженностью 1095 км со строительством ПС 500 кВ "Шу" и реконструкцией существующих ПС, расположенных по маршруту транзита. Усиление транзита позволит обеспечить электроэнергией дефицитные южные области Казахстана в объеме до 7,5 млрд кВт/ч ежегодно за счет увеличения пропускной способности с 630 МВт до 1350 МВт, увеличить транзитный потенциал, а также надежность и устойчивость параллельной работы энергосистем Казахстана, России и Центральной Азии. В октябре 2011 года был введен в эксплуатацию первый участок транзита - "ЮКГРЭС - Шу", что повысило пропускную способность сетей в южном направлении на 100 МВт. Чуть позднее, уже в 2014 году завершится возведение Мойнакской ГЭС мощностью 300 МВт и стоимостью около 7,5 млрд тенге. Ожидается, что эта станция, строительство которой оценивается примерно в $340 млн, после ее ввода в эксплуатацию в 2014 году обеспечит поставку пиковой электроэнергии в объеме 490 млн кВт/ч, базовой - 537 млн кВт/ч. Как сообщил вице-министр, в настоящее время работы по строительству Мойнакской ГЭС ведутся в соответствии с графиком. Есть договоренность о выделении Банком развития Китая в случае необходимости дополнительно $75 млн к уже утвержденным $200 млн в связи с инфляционным процессом. Договор о дополнительном финансировании проекта с китайской стороной еще не подписан. "Эти $75 млн могут нам пригодиться приблизительно в 2013 году. К этому времени, учитывая, что никаких принципиальных возражений нет, думаю, вопрос будет положительно решен", - сказал г-н Турганов. К 2016 году предполагается построить и энергоблок №3 на Экибастузской ГРЭС-2, оценивающийся примерно в $600 млн. По информации г-на Осоченко, еще около 30 млрд тенге планируется найти и для строительства ПС "Алма" с присоединением к НЭС Казахстана линиями напряжением 500, 220 кВ. Уже имеется ТЭО проекта. Ускоренное строительство этой подстанции, пояснил он, необходимо в связи с перегрузкой действующих автотрансформаторов главной ПС Алматинского энергоузла - "Алматы" 500 кВ, через которую снабжается электроэнергией Алматы и Алматинская область. Кроме того, данный проект позволит создать техническую возможность для развития городов-спутников южной столицы, строительства индустриального парка, инфраструктуры Азиатских игр 2014 года и других инвестиционных проектов региона. Необходимый срок реализации проекта - 2011-2014 годы. Кроме того, в обозримом будущем будет расширена новыми энергоблоками Аксуская ГРЭС (мощностью 500-600 МВт каждый), реконструирована линия "ЦГПП - Осакаровка" со строительством и подключением подстанции 220 кВ для электроснабжения индустриальной зоны Астаны и заменой двух трансформаторов 220 кВ ПС ЦГПП (стоимость проекта оценивается в $71 млн), а также построена первая в Казахстане АЭС в Актау, на изучение проекта которой из бюджета выделено около Т2 млрд.

ТЭЦ - основа электроэнергетического комплекса

По словам президента АО "Институт КазНИПИЭнергопром" Геннадия АНДРЕЕВА, модернизация теплоэнергетического комплекса, являющегося основой электроэнергетики страны (88,2% от установленной электрической мощности электростанций, или 16 733 МВт), имеет свои особенности в сложившихся конкретных условиях Казахстана. Это касается состояния ТЭЦ (оставшийся ресурс работы основного оборудования составляет от 10 до 37%, причем с учетом продления сроков его работы), вида топлива и его стоимости, уровня и условий эксплуатации, принадлежности станций и возможности финансирования работ. По его данным, сейчас физический износ основного и вспомогательного оборудования ТЭЦ достиг 40-60%, что привело к значительному ограничению располагаемой тепловой и электрической мощности. В системах централизованного теплоснабжения городов Казахстана действуют более 10 000 км магистральных и распределительных тепловых сетей, свыше 50% которых отработали 20 и более лет. "К сожалению, сфера теплоснабжения пока мало привлекательна для инвесторов. Инвестиционные проекты здесь - капиталоемкие и долгосрочные. Окупаемость реального инвестиционного проекта может составлять 10 и более лет. Эти обстоятельства могут осложнить намечаемое строительство новых ТЭЦ", - сказал г-н Андреев. В частности, по его словам, на сегодняшний день уже обосновано строительство ТЭЦ-3 АО "Астана-Энергия" мощностью 240 МВт (ввод в 2015-2014 годах), Карагандинской ТЭЦ-4 мощностью 720 МВт (2014-2020 годы) и Семипалатинской ТЭЦ-3 мощностью 195 МВт (2014-2015 годы). Требуются обоснования проектов строительства Костанайской ТЭЦ-2 на 360 МВт (2021-2030 годы), Усть-Каменогорской ТЭЦ-2 в два этапа мощностью по 120 МВт каждый (2016-2020 годы и 2021-2030 годы соответственно), Актобе ТЭЦ-2, Уральской ТЭЦ-2 и Талдыкорганской ТЭЦ, каждая из которых будет выдавать по 240 МВт электроэнергии и должна быть запущена в эксплуатацию в 2021-2030 годах.

За последнее время, по словам г-на Андреева, были выполнены работы по замене электрофильтров на энергоблоках №1 и №2 Экибастузской ГРЭС-2, реконструкции Экибастузской ГРЭС-1. Производятся монтаж турбины мощностью 50 МВт на Карагандинской ГРЭС-2, строительство газотурбинных ТЭС на нефтегазовом месторождении Кашаган, реконструкция и расширение ТЭЦ-2 и ТЭЦ-1 в Астане. Кроме того, разработаны ТЭО проектов реконструкции и расширения Алматинской ТЭЦ-2 (третья очередь), Жамбылской ГРЭС и другие. В общей сложности, сообщил глава института, в соответствии с программой реконструкции и развития комплекса на действующих ТЭЦ, предусматривается замена 64 турбоагрегатов мощностью около 2700 МВт на 60 турбоагрегатов мощностью примерно 3000 МВт; 59 котлоагрегатов мощностью 4600 Гкал/ч на 53 котлоагрегата мощностью 4900 Гкал/ч. Он отметил, что сложность реконструкции основного оборудования и вспомогательных систем на действующих электростанциях в условиях большой стесненности существующих площадок связана с необходимостью внедрения новых технических решений в топливно-транспортном хозяйстве, водоподготовке, электротехнических устройствах и автоматизированных системах технологического управления и контроля. Сказываются неготовность ведущих заводов-изготовителей всех стран (за исключением, возможно, Китая) в нужные сроки произвести необходимое крупное основное теплоэнергетическое оборудование из-за резко возросшего спроса на него, а также отставание развития мощностей угольного комплекса Казахстана в поставке качественных углей. Г-н Андреев назвал одной из важных задач модернизации и развития теплоэнергетического сектора страны снижение его воздействия на окружающую среду, прежде всего выбросов в атмосферу и образования золошлаковых отходов. Сегодня на долю теплоэнергетики приходится 42% общих выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников. Согласно постановлению правительства РК № 1232 от 14 декабря 2010 года, все вновь вводимые и существующие котлы ТЭС с 1 января 2016 года должны иметь пониженные эмиссии выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Для выполнения требований технического регламента только крупных котлов производительностью 420т/ч и более необходимо реконструировать в период 2011-2015 годов в количестве свыше 50 единиц. Очень остро, по мнению г-на Андреева, стоят вопросы утилизации и вторичной переработки золошлаковых отходов ТЭС, которые выходят за рамки отраслевых. Таким образом, отметил он, в Казахстане масштабы утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения пока существенно отстают от масштабов проблем в этом сегменте. "Фактически все 38 ТЭЦ, магистральные тепловые сети с насосными станциями и крупные котельные с годовым производством около 32 млрд кВт/ч электроэнергии и более 50 млн Гкал тепла являются огромным коммунальным хозяйством, которое передано администрациям городов без проведения единой государственной, технической и финансово-экономической политики. Департаменты энергетики и коммунального хозяйства городов "варятся в собственном соку". Можно считать, что это самая сложная проблема в электроэнергетике", - заявил президент "КазНИПИЭнергопром". В этой связи он считает необходимым принятие новых нормативных и методических материалов, "которые станут дополнительным, возможно, решающим инструментом развития систем коммунальной инфраструктуры, и в том числе сферы теплоснабжения".

Электричество - селам

В связи с накопившимся в электроэнергетике комплексом проблем и назревающими объемами электросетевого строительства, ТОО "Институт "Казсельэнергопроект" считает целесообразным незамедлительную разработку концепции организации электроснабжения сельских территорий и нормативно-технического регламента проектирования распределительных сетей нового поколения. Нынешнюю электроэнергетическую ситуацию на селе генеральный директор института Александр ТРОФИМОВ называет "крайне неблагополучной". Неудовлетворительное электроснабжение сельских территорий, по его словам, "не только ограничивает возможности восстановления села, но становится фактором социальной напряженности, ослабляющим политический ресурс". По мнению г-на Трофимова, сейчас назрела необходимость разработать генеральную схему организации электроснабжения сельских территорий Республики Казахстан в увязке со схемой размещения источников генерации и с выявлением зон децентрализованного электроснабжения. Он предлагает периодически (не реже раза в 3-4 года) осуществлять корректировку областных схем развития электросетей, что обусловлено быстро меняющейся производственно-хозяйственной ситуацией на селе, техническим прогрессом, а также совершенствованием канонов проектирования. Причем это должно осуществляться по совместному заданию и техническим условиям областного акимата и соответствующей региональной электросетевой компании (РЭК). Финансирование корректировок областных схем, по мнению г-на Трофимова, нужно осуществлять за счет бюджетных средств, для чего принять в установленном порядке соответствующее правительственное решение. В целях контроля над соблюдением единой технической политики он считает необходимым уполномоченному органу по электроэнергетике установить жесткое нормативное требование о запрещении проектирования объектов напряжением 10 кВ и выше без увязки со схемой. По его оценке, в обозримом будущем предстоит построить около 140 тыс. км сельских ВЛ напряжением 110 кВ и ниже, более 1200 распределительных и 30 тыс. потребительских ПС, что позволит распределять на сельских территориях свыше 10 млрд кВт/ч электроэнергии в год. Особого внимания, по мнению г-на Трофимова, требует малая энергетика, в том числе использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

Дела правовые

По словам г-на Турганова, в следующем году в Казахстане ожидается принятие сразу трех законопроектов, предусматривающих дальнейшее эффективное развитие электроэнергетической отрасли. Первый - "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности независимых отраслевых регуляторов". В данном законопроекте, находящемся в настоящее время на рассмотрении мажилиса, предусматривается разработка и утверждение прогнозных уровней предельных тарифов на электрическую энергию. Он должен заработать уже с 1 января 2012 года. Второй законопроект - "О государственной поддержке использования возобновляемых источников энергии", который планируется внести для обсуждения в парламент в декабре 2011 года. Как пояснил вице-министр, к необходимости принятия многими странами программ по развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ) приводят ограниченность ресурсов органического топлива при возрастающем спросе на энергетические ресурсы и экологические ограничения по выбросам парниковых газов, образующихся при сжигании органического топлива. В Казахстане доля электроэнергии, выработанной на крупных гидроэлектростанциях, составляет около 10%, то есть незначительна. Использование ВИЭ (исключая крупные ГЭС) в условиях рынка электроэнергии без соответствующей законодательной поддержки со стороны государства сложновыполнимо из-за стоимости электроэнергии, вырабатываемой на них. Принятие соответствующего законопроекта позволит государству ввести значительные генерирующие мощности на ВИЭ к 2024 году с производством 10 млрд кВт/ч электроэнергии в год. Это будет способствовать достижению к 2024 году целевых показателей перехода Казахстана к устойчивому развитию по доле использования альтернативных источников энергии в размере 5%, а также обеспечит годовую экономию топлива в размере 3-3,5 млн тонн за счет применения ВИЭ. Реализация намечаемых мероприятий позволит обеспечить надежное энергоснабжение регионов страны, добиться реального прироста производства электроэнергии, способного обеспечить растущие потребности экономики и населения страны, создать условия для размещения на своей территории энергоемких, экспортоориентированных производств. В качестве успешного примера работы правительства по использованию ВИЭ г-н Турганов проинформировал о том, что на днях в Алматинской области были запущены в эксплуатацию две малые ГЭС мощностью по 2 МВт каждая и одна малая ГЭС мощностью 5 МВт. Кроме того, в 2012 году планируется принятие отраслевой программы по энергосбережению на 2012-2015 годы, в рамках которой формируется ряд первоочередных нормативных правовых актов в данной области, включая нормативы энергопотребления на единицу продукции, измененные ГОСТы, строительные нормы и правила (СНиП), а также разрабатывается новая редакция законопроекта "Об энергосбережении". Фактически сейчас рассматривается новая редакция закона, действующего с 1997 года. По словам г-на Осоченко, межведомственная рабочая группа, работающая над данным законопроектом, предусматривает создание специального уполномоченного органа по энергосбережению, фонда энергосбережения, введение мер ответственности за превышение нормативов энергопотребления и утверждение механизмов стимулирования рационального потребления энергоресурсов. В этой связи энергетики заговорили о необходимости урегулирования вопроса компенсации реактивной мощности. В последние годы в условиях устойчивого роста электрических нагрузок в отдельных энергоузлах ЕЭС Казахстана установились режимы, характеризующиеся дефицитом реактивной мощности и связанными с этим пониженными уровнями напряжений, что приводит к росту потерь при передаче электроэнергии. Для снижения потерь необходима компенсация реактивной мощности в узлах потребления. В развитых странах этому аспекту уделяется повышенное внимание. С целью снижения потребления реактивной мощности из внешней сети используются системы надбавок и скидок к тарифу за передачу электроэнергии. Необходимо отметить, что и в Казахстане ранее существовали и выполнялись требования по оснащению потребителей устройствами компенсации реактивной мощности в соответствии с действовавшими еще советскими нормативами. Однако начало перехода электроэнергетики на путь конкурентных рыночных отношений повлекло отмену важной функции потребителей электрической энергии в обеспечении энергосбережения путем компенсации реактивной мощности. Нерешенность проблемы компенсации реактивной мощности, как указывают энергетики, приводит к негативным последствиям как для энергосистемы, так и для потребителей. Поэтому явно назрела задача по оптимизации потоков реактивной мощности, в которую должны быть вовлечены все субъекты ее баланса, в первую очередь - потребители. Решение этой задачи требует воссоздания в Казахстане нормативно-правовой базы, регламентирующей соответствующие вопросы.

Балансирующий рынок

Как заметил г-н Осоченко, наряду с реализацией инвестиционных проектов KEGOC продолжает работу по продвижению рыночных реформ. В соответствии со сроком, определенным Законом "Об электроэнергетике", с 1 января 2011 года в Казахстане введен в действие балансирующий рынок электроэнергии (БРЭ). Утверждены "Правила функционирования балансирующего рынка электрической энергии". С начала текущего года, по словам вице-президента АО "KEGOC", компания осуществляет физическое урегулирование дисбалансов и оказывает системные услуги по организации балансирования производства-потребления электроэнергии. При этом денежные взаиморасчеты за балансирующую электроэнергию не производятся, поскольку балансирующий рынок работает в имитационном режиме с целью отработки навыков взаимодействия субъектов рынка, устранения дефектов программного обеспечения БРЭ, а также маркетинга рынка балансирующей электроэнергии. 14 октября 2011 года было проведено совещание с субъектами рынка электрической энергии о работе балансирующего рынка в 2012 году. В ходе него была заслушана информация о готовности к запуску балансирующего рынка и обсужден ряд проблемных вопросов. Особую обеспокоенность участников встречи вызвал вопрос наличия резервов мощности, необходимых для полноценного функционирования балансирующего рынка. В соответствии с прогнозными данными и информацией, полученной от энергопроизводящих организаций, в 2012 году прогнозируется значительный дефицит резервов мощности: по Северной зоне, при потребности от 400 МВт до 500 МВт, ожидается от 92 МВт до 168 МВт, по Южной зоне, при потребности от 100 МВт до 170 МВт - от 100 МВт до 130 МВт во втором и третьем кварталах и полное отсутствие резервов мощности в первом и четвертом кварталах. Учитывая это, субъекты рынка электроэнергии рекомендовали KEGOC обратиться в МЭМР с предложением продлить работу балансирующего рынка в имитационном режиме до формирования достаточных резервов мощности в ЕЭС Казахстана - ориентировочно до конца 2014 года.

Вместо послесловия

Таким образом, как утверждают энергетики, Казахстан имеет четкий план стратегического развития электроэнергетической отрасли с определением конкретных сроков по планируемым мероприятиям и проектам и необходимых объемов инвестиций. Реализация намеченных планов поддерживается правительством республики, что снижает риски, связанные главным образом с финансированием этих проектов. Создание Фонда национального благосостояния "СамрукКазына" увеличит ресурсный потенциал для их осуществления. А потому конечная цель развития электроэнергетики Казахстана к 2015 году, заключающаяся в создании инфраструктуры по покрытию потребности страны в электроэнергии в объеме 125 млрд кВт/ч, а также экспортного (5 млрд кВт/ч) и транзитного (10 млрд кВт/ч) потенциалов, будет выполнена.

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.