Финансы в современных условиях. Перспективы развития финансовой системы.
 
Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Выступление Председателя Совета Ассоциации "Россия", первого исполнительного вице-президента РСПП Александра Мурычева на XI Банковском форуме в Сочи. (Агентство бизнес новостей, 07.09.2010г.)

Выступление Председателя Совета Ассоциации "Россия", первого исполнительного вице-президента РСПП Александра Мурычева на XI Банковском форуме в Сочи.

1072 слов

7 сентября 2010

Агентство бизнес новостей

В рамках IX банковской конференции в Сочи "Инвестиционный потенциал банковской системы: Россия в контексте мирового опыта" с докладом о развитии частно - государственного партнерства в интересах укрепления банковского сектора в России выступил Председатель Совета Ассоциации "Россия", первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. В докладе, в частности, сказано: Банковский сектор демонстрирует устойчиво положительную динамику своего развития. На начало 2010 г. активы банковской системы составили 52,4 % ВВП; депозиты физический лиц за период январь 2000- январь 2010 выросли в % ВПП более чем в два раза (с 6,2% до 14,2%). Заметно активизировалась деятельность иностранных кредитных учреждений на российском рынке: активы банков с долей иностранного участия более 50 % увеличилась по итогам первого полугодия т.г. до 14 % (на 1 января 2004 г. - 7,4%), а активы 100% иностранных банков достигли 10,2 % (на 1 января 2004 г. - 5,6%).

Ощутимо увеличились объемы розничного кредитования: в период начало 2005 - начало 2010 г. кредиты физическим лицам выросли в 3,3 раза (с 525,2 до 1754,1 млрд. рублей), и по итогам первого полугодия т.г. составили 2190,3 млрд. рублей. За 2005-2006 гг. увеличилось также кредитование реального сектора экономики - в 1,9 раза (с 2280 до 4259,1 млрд. рублей) и составило по итогам первого полугодия т.г. 5292,3 млрд. рублей. Набирает обороты ипотечное кредитование. По данным ЦБ РФ общий объем ипотечных жилищных кредитов за первое полугодие 2010 года по Российской Федерации составил 203,1 млрд. руб., что более чем в 2,5 раза превышает показатель объема ипотечных кредитов, выданных в I полугодии 2006 года (78,5 млрд. руб.) и составляет 81,24 % от целевого показателя, запланированного на 2010 год (250 млрд. руб.). Российские банки активнее выходят на рынки IPO. "Народные IPO" Сбербанка и Внешторгбанка подогревают интерес инвесторов ко всему банковскому сектору. Ориентируясь на акции крупнейших банков, инвесторы понимают, что у банковского сектора большой потенциал, поэтому хотят приобрести в свой портфель эти ценные бумаги. При этом в инвесткомпаниях отмечают, что акции банков в настоящее время сильно недооценены и цена на них может возрасти в несколько раз. Все это положительным образом сказывается на инвестиционной привлекательности банковского сектора России. Частно - государственное партнерство в банковском секторе реализуется слабо, хотя является весьма перспективным направлением. Имеющийся инструментарий ЧГП позволяет выстроить эффективную систему финансирования важных инфраструктурных и инновационных проектов. Инвестиционные проекты, которые потенциально возможно реализовать через Инвестиционный фонд и Банк развития, с точки зрения участия в них коммерческих кредитных организаций, условно можно разделить на три группы:

 - проекты, которые претендуют на получение средств из Инвестиционного фонда, участие в софинансировании которых заинтересованы коммерческие банки;

- проекты, которые формально не могут быть реализованы через Инвестиционный фонд, но участие в софинансировании которых заинтересованы коммерческие банки;

- проекты, которые не интересны коммерческим банкам, но претендуют на получение средств из Банка развития.

В первом случае банки, предоставляя кредит инициаторам проектов, претендующим на финансирование из Инвестиционного фонда, автоматически становятся участниками частно-государственного партнерства. В третьем случае, очевидно, что банки выпадают из поля ЧГП, поскольку проекты им либо не "по зубам", либо просто не интересны. Тогда такие проекты претендуют на финансирование из Банка развития. Промежуточный, второй, случай представляет более интересное с точки зрения развития ЧГП с участием коммерческих банков направление. Это тот случай, когда проект может быть прокредитован с помощью синдицированного кредита с участием государственного капитала. В принятом Меморандуме о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк") не предусмотрено такое направление сотрудничества, хотя оно может стать весьма перспективным и взаимовыгодным инструментом ЧГП. Размер и потенциал Банка развития на ранней стадии становления уже таковы, что он может оказывать существенное влияние на конъюнктуру банковского и долгового рынков. Поэтому четкое понимание критериев отбора инвестиционных проектов, не являющихся объектом конкуренции Банка развития с коммерческими банками, приобретает важнейшее значение для сохранения стабильности развития всей банковской системы России. К сожалению, принятый Меморандум о финансовой политике Банка развития оставляет данный вопрос открытым. Во избежание негативных макроэкономических последствий, а также замещения частных кредиторов, Банку развития необходимо осуществлять финансирование проектов через сеть коммерческих банков-агентов. Здесь примечателен опыт международных банков развития, которые выдают банковские займы кредитным организациям в порядке осуществления их долгосрочного рефинансирования. Такой подход позволяет не только не препятствовать развитию коммерческого банковского дела, но и разделять вместе с коммерческими банками риски долгосрочного кредитования. Реализация планов подобного сотрудничества явилась бы ярким примером частно - государственного партнерства в интересах государства и населения, укрепления частного банковского отечественного бизнеса. Для Банка развития необходима инфраструктура для реализации своих широкомасштабных планов по всей территории РФ. Для этих целей нет никакого смысла создавать собственную филиальную сеть. Ставка должна быть сделана на опорные ведущие банки страны, доказавшие своей репутацией, опытом, финансовой устойчивостью, развитой инфраструктурой и клиентской базой, перспективность подобного взаимного сотрудничества. Отбор банков-агентов для этих целей целесообразно проводить в два этапа: соответствие формальным критериям и конкурсный отбор по условиям целевого финансирования. Среди формальных критериев предварительного (открытого) отбора банков в целях их аккредитации при Банке развития должны значиться:

- отнесение к I категории финансового состояния "Финансово стабильные кредитные организации" (в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 N 766-У с изменениями);

- отсутствие нарушений нормативов Банка России, включая недовзнос в обязательные резервы, а также не иметь просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней за два последних финансовых года;

- иметь достаточный размер собственных средств (капитала), рассчитываемых в соответствии с нормативным актом Банка России (минимальный порог по собственному капиталу индексируется на инфляцию ежегодно). Финансовый рынок заинтересован в прозрачности Банка развития. Уровень требования информационной прозрачности к Банку развития должен быть даже более высоким, чем к коммерческой организации, что обусловлено тем, что это в первую очередь государственная структура. Если Правительство декларирует специализацию Банка, то оно должно обеспечить ее соблюдение. Бизнес сообществу представляется, что такая прозрачность может быть достигнута несколькими путями: либо посредством представительства бизнеса в составе Наблюдательного совета Банка Развития; либо посредством введения обязательства Банка отчитываться перед финансовым сообществом о результатах своей деятельности. Перспективными направлениями ЧГП могут стать концессии и связанные с ними крупные инфраструктурные проекты, к примеру, строительство платных автодорог, лесных дорог, железнодорожной инфраструктуры и прочее. Частные банки могут позиционировать себя в качестве финансового посредника в реализации этих проектов с государственным участием. Также динамично развивающимся направлением ЧГП, где участие банков более чем уместно - особые экономические зоны. Здесь интерес банков может проявляться как на стадии строительства этих зон, так и на стадии их функционирования. Коммерческие банки должны определить свое место в финансовой инфраструктуре ОЭЗ. В этой связи банкам следует определить свою кредитную политику в отношении инвестиционных проектов, реализуемых в рамках этих направлений ЧГП, что положительно скажется не только на инвестиционной активности экономики, но и на качественном развитии банковского сектора.

 

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.
 

Светодиодные светильники фокус.; создание товарного знака ; где можно отдохнуть компанией 15 человек