Финансы в современных условиях. Перспективы развития финансовой системы.
 
Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Азербайджан


Республика Азербайджан

Статус экономики: сырьевая, перерабатывающая.

Источник: http://www.lovemyplanet.ru/photo/4769

КФР. Азербайджан намерен стать ведущим поставщиком энергоносителей в среднеазиатском регионе. При этом речь идет не только о нефти и нефтепродуктах, природном газе, но и электроэнергии. На сегодня суммарная мощность производства электроэнергии в Азербайджане оставляет 5500 МВт. В течение четырех лет ее предполагается довести до 10000 МВт. Это позволит Азербайджану не только обеспечить себя энергией, но и осуществлять ее экспорт.
Страна упускает колоссальную прибыль в связи с тем, что техническое состояние плотин гидроэлектростанций (ГЭС) Мингячевирского каскада не соответствует расчетному показателю.
Станции каскада рассчитаны на ежегодное прохождение 4 млрд. куб. м воды. Однако техническое состояние плотин, прежде всего самой верхней Шамхорской ГЭС мощностью 480 мегаватт (построена в 1982 году и находится в катастрофическом состоянии, что грозит техногенной катастрофой) не позволяет добиться этого результата. В итоге в гидроэлектроэнергетике отмечается недопроизводство.
Сегодня доля ГЭС в электроэнергетическом балансе не превышает 17%, но при полном использовании мощностей Мингячевирского каскада она могла бы быть повышена до 26%. Сегодня каскад лишь частично выполняет свои ирригационные функции и не соответствует задаче обеспечения судоходности Куры. Это серьезным образом сдерживает развитие самого рентабельного сегодня водного транспорта. Правительство уже поручило Министерству по чрезвычайным ситуациям подготовить проект реконструкции Шамхорской ГЭС. Попутно АО "Азерэнержи" ведет реконструкцию других станций из этого каскада.
Запасы природного газа Азербайджана составляют 0,8-1,3 трлн.куб.м. В недрах месторождения <Гюнешли> недавно выявлены 13 продуктивных залежей, из которых 2 являются нефтегазокснденсатными, 4 - газоконденсатнонефтяными и 7 - газоконденсатными.
Месторождения <Азери>, <Чираг>, <Гюнешли> и <Нахчыван> содержат извлекаемые ресурсы природного и попутного газа в объеме 350 млрд.куб.м. В случае ввода в разработку указанных месторождений Азербайджан сможет ежегодно дополнительно добывать 10 млрд.куб.м. газа.
Для полного удовлетворения внутреннего спроса на природный газ Азербайджану приходится его импортировать. Азербайджаном ведутся переговоры об импорте до 2 млрд.куб.м. иранского газа через Астару и в Нахичезано через Джалфу при условии реконструкции трубопровода Гаджикабул-Астара (стоимость - 20 млн.долл.) и строительства 45-километрового участка трубопровода из Хой (Иран) в Джалфу.
С учетом перспективы добычи газа на месторождении Шах-Дениз, Азербайджан в марте 2001г. заключил первую сделку по его экспорту, подписав соглашение с Турцией о поставке 89,2 млрд. куб.м. природного газа в течение 15 лет, с 2004г. Подписание контракта вызывает необходимость строительства нового экспортного газопровода Шах-Дениз-Эрзерум (мощность - 6,6 млрд.куб.м., протяженность - 1000 км., стоимость - 1 млрд.долл. США), или использования мощностей газопровода <Голубой поток>.

В структуре морских перевозок доля нефти и нефтепродуктов в 2005 годусоставила 71,6%, оставшаяся часть пришлась на сухие грузы.

ПФ и ЭИТ. Общий объем инвестиций в проект строительства железной дороги Карс (Турция) - Тбилиси (Грузия) - Баку (Азербайджан) в обход Армении может составить 600 млн. долл. США. По Меморандуму, подписанному сторонами в августе 2004г., первоначальный размер уставного капитала совместного консорциума составит 6 млн. долл. США, которые будут вложены равными долями каждой из сторон.
Ежегодный объем грузоперевозок через коридор прогнозируется на уровне 20 млн. тонн.
Азербайджанская сторона не имеет замечаний по технико-экономическому обоснованию проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Но грузинская сторона заявляет, что не учтена проблема реконструкции участка, где новая магистральная линия соединится с существующей железной дорогой. Рабочая группа рассматривает этот вопрос.
Палата представителей США утвердила акт 5068, которым запрещается финансировать строительство железной дороги. Конгрессмен Джозеф Кроули отметил, что принятая поправка будет содействовать стабильности в кавказском регионе, поможет разрешению длительных конфликтов, а также избавит налогоплательщиков США от ответственности финансировать проект.
В 2004г. за счет внутренних возможностей Бакинского международного морского торгового порта здесь началась капитальная реконструкция. Отвечающий современным стандартам морской вокзал, оснащенный самым новейшим оборудованием, ежедневно будет обслуживать 1200 пассажиров. Ранее на вокзале работало 16 человек, после реализации проекта число рабочих мест достигло 120.
Здесь функционируют также информационное бюро, пункты казначейства, обмена валют, гостиница. В Казахстан, Туркменистан и Россию курсируют паромы, а два судна обслуживают работающих на Нефтяных Камнях. В будущем планируется приобретение новых судов.


Источник: http://fotki.yandex.ru/users/nariman24/view/33953

Международные финансовые организации предлагают порядка 1,1 млрд. долл. США на реализацию проектов по развитию транспортного комплекса Азербайджана Восток-Запад, который самостоятельно также инвестирует крупные средства в проекты реабилитации транспортной инфраструктуры страны. В госбюджете 2006г. отмечалось выделение оценочно 80 млн. манатов инвестиций на развитие транспортного сектора.
В 2006г. Всемирный банк (ВБ) выделил 200 млн. долл. США в рамках второго проекта <Магистральные автодороги Азербайджана>.
Проект подразделяется на две части - усовершенствование автодорог Алят-Масаллы и Баку-Шемаха и реконструкция подъездных дорог к ним общей стоимостью 259 млн. долл. США; усиление министерства транспорта и департамента дорожно-транспортных услуг и увеличение эксплуатационного потенциала департамента (5,3 млн. долл. США). В рамках проекта также предполагается усовершенствовать пограничный переход на границе с Грузией. Общая стоимость реконструкции автодороги от Баку до границы с Ираном протяженностью 313 км, частью которой является участок Алят-Масаллы, составляет 400 млн. долл. США.
Азиатский банк развития (АБР) выделил кредит в 52 млн. долл. США. На полученные средства предполагается реконструкция автодорог Гянджа-Евлах и Казах - граница Грузии. Кредит состоит из двух частей: первая часть предоставлена на основные операции в размере 49 млн. долл. США на 24 года с 4-летним льготным периодом под ставку Libor+0,4%, вторая - на специальные операции в размере 3 млн. долл. США на 32г. с 8-летним льготным периодом под ставку 1% годовых. АБР в общей сложности будет финансировать реконструкцию автодорог республиканского значения общей протяженностью 127 км, а также 65 км местных автодорог. Кроме того, предполагается оказать поддержку политическим реформам и развитию управления в дорожном секторе. Работы по реконструкции автодорог продолжатся 18 мес.
АБР проявляет интерес к финансированию в Азербайджане проектов в энергетическом секторе, в сфере мелиорации, водного хозяйства. Новая программа также предусматривает отмену квот для Азербайджана на получение кредитов на коммерческих условиях. (Азербайджан является членом АБР с 1999г.).
<Предполагается, что по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) будет транспортироваться до 20 млн.т. казахстанской нефти. На балансе <Каспар> находится 40 танкеров, которые в состоянии перевезти эти объемы нефти через Каспий.
АО "Азерэнержи" выдержало планы завершения строительства на Сумгайытской электростанции парогазовой установки (ПГУ) мощностью 517 МВт.
По прогнозам специалистов, годовая производительность Сумгайытской ТЭС составит 3,8 млрд. кВт/час при затратах на 1 кВт/час электроэнергии 230 граммов топлива. Потребность в газовом топливе составит 100 тыс. кубометров в час, или 630 млн. куб. м в год. Генеральным подрядчиком по проекту возведения электростанции является Siemens. Стоимость проекта - 350 млн. евро. Финансирование было организовано Bayerische Landesbank.
Кроме того, специалисты "Азерэнержи" продолжают оценку финансовых предложений, поданных на повторный тендер на отбор подрядчика на строительство на средства кредита Японского банка международного сотрудничества (JBIC) второй парогазовой установки на ГРЭС "Северная" мощностью 400 МВт. Тендер проходит по принципу "сдача под ключ".
Расходы на строительство ПГУ изначально оценивались на уровне 306 млн. долл. США, позднее они возросли до 330 млн. долл. США. Строительство ПГУ финансируется за счет кредита JBIC на сумму 29,28 млрд. японских йен (более 275 млн. долл. США), предоставленного Азербайджану на 40 лет с 10-летним льготным периодом по ставке 0,75% годовых.
Технико-экономическое обоснование проекта было составлено альянсом консалтинговых компаний TEPSCO (Япония)-Enprima (Финляндия) в 2004 году. Период строительства - 27 месяцев.

Под занавес уходящего года с участием президента страны состоялась церемония закладки фундамента новой электростанции в Алибайрамлинском районе, завершение строительства которой планируется на 2012 год. Станция обеспечит 30% выработки электроэнергии в Азербайджане. Ранее технический совет Акционерного общества "Азерэнержи" единогласно принял проект реконструкции Алибайрамлинской ТЭС. "Азерэнержи" определило приоритетные мощности, которые будут созданы на станции после ее реконструкции.
Производительная мощность электростанции составляет 760 МВт. В настоящее время с такой мощностью производства электростанция может работать только в течение недели, после чего из-за старого оборудования этот показатель значительно снижается. Проектная мощность электростанции, построенной более 40 лет назад, составляет 1000 МВт.


Источник: http://fotki.yandex.ru/users/nariman24/view/33955

Сегодня на электростанции производится около 20% электроэнергии республики, однако из-за того, что она завершила свой эксплуатационный срок, значительно снижены ее технико-экономические показатели.
АО "Азерэнержи" уже определило, какие установки будут построены на этой электростанции. Это будет оборудование, которое работает на мазуте и газе ("Тренд").
До конца января будут оценены технические предложения на консультации по II фазе реконструкции Мингячевирской ГЭС. АО "Азерэнержи" 29 декабря 2010 года закрыло тендер на консультационные услуги для подготовки спецификации, проведения и контроля исполнения генеральных строительных работ в рамках кредитного соглашения с Исламским банком развития (IDB) по II фазе реконструкции Мингячевирской ГЭС.
По правилам IDB, 80% баллов присуждается за опыт подобных операций и 20% - за низкую цену. Рассмотрение технических предложений завершится до конца января 2011 года, а затем начнется оценка финансовых предложений. По бюджету проекта, на консультации выделяется 2,5 млн. долл. США.
После выбора консультанта и подготовки тендерной документации планируется проведение тендера на отбор генерального подрядчика по проекту. Международный тендер на отбор генерального подрядчика будет объявлен по 4 лотам: реконструкция 2 турбогенераторов Мингячевирской ГЭС, подъем системы управления с 4-го на 1-й этаж здания ГЭС и ее модернизация, реконструкция подстанции 110/220 кВт (включая замену трансформаторов), реконструкция Варваринской ГЭС, которая служит брефом для Мингячевирской станции.
В водохранилище Варваринской ГЭС скапливаются стоки за время работы Мингячевирской станции (4 пиковые часа в сутки). Реконструкция, включающая обновление турбинного оборудования, позволит увеличить мощность Варваринской ГЭС с нынешних 16 МВт. В итоге суммарный прирост мощности от реконструкции станций составит 85 МВт. ИБР одобрил выделение 80 млн. долл. США на эту фазу проекта при первоначальных оценках ее стоимости в 105 млн. долл. США.

Связи с Россией. На право импортировать электроэнергию из России, которое будет выставлено на тендер в 2011г., претендуют три частные энергокомпании: Enerjisa Enerji Uretim, Bir Enerji и TGR Enerji (турецкая "дочка" " ИНТЕР РАО ЕЭС).
РАО "ЕЭС России> и "ИНТЕР РАО" не раз заявляли о своем интересе к турецкому энергорынку. В частности, председатель совета директоров "ИНТЕР РАО" Андрей Раппопорт говорил о планах российского энергохолдинга стать активным игроком в приватизации энергообъектов Турции - как электросетевых, так и генерирующих. Однако пока существенных успехов на этом направлении российские энергетики не добились.
Азербайджан в последнее время активно борется за региональные рынки в поставках энергоносителей, и уже весьма успешно потеснил Россию на газовом рынке Грузии. Дело осталось за незначительным - дождаться ввода в строй новых генерирующих мощностей на предприятиях АО "Азерэнержи". Частные турецкие компании собираются начать импорт электроэнергии из России транзитом через Грузию. Сейчас государственная энергосетевая компания Турции увеличивает пропускную мощность сети на границе с Грузией с 150 МВт до 1 тыс. МВт. Это позволит повысить импорт электроэнергии из РФ с нынешних 1,2 млрд. кВт/ч до 8 млрд. кВт/ч.

Реконструкция автодороги от Баку до границы с Россией (БГР) протяженностью 208 км оценивается в 280 млн. долл. США. В рамках проекта планируется восстановить на автомагистрали 40 мостов. Реконструкция автодороги Алят - Астара, по оценкам экспертов министерства транспорта Азербайджана, потребует затрат в 300 млн. долл. США. Протяженность дороги составляет 313 км.
Правительство Ирана намерено выделить на реализацию проекта кредит в 40 млн. долл. США. Совет директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) одобрил выделение Азербайджану кредита на 100 млн. долл. США. Средства будут предоставлены на 15 лет с 3-летним льготным периодом под ставку Libor+1%. На средства ЕБРР будет реконструирован участок дороги в 61 км. Общая протяженность автодороги от Баку до границы с РФ составляет 208 км.

По материалам Полпред (Россия) от 25 февраля 2011г. и Зеркало от 15 января 2011г.

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.