Финансы в современных условиях. Перспективы развития финансовой системы.
 
Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Ирак


Иракская республика

Статус экономики: сырьевая, аграрная.

Источник: http://www.webturizm.ru/photo/country_photo_big.php?id=839

КФР. Экспорт нефти обеспечивает около 90% дохода в госбюджет Ирака. Объем нефтяного экспорта страны в 2010 году возрос на 9,2% по сравнению с предыдущим годом и составил примерно 600 млн. баррелей (в среднем 1,6 млн. в день), принеся доход в размере 39,5 млрд. долл. США, увелившийся на 38,2% по сравнению с 2006 годом (28,6 млрд. долл. США).
Этот показатель был достигнут благодаря возобновлению перекачки углеводородного сырья с месторождений на севере Ирака в Турцию, что стало возможным после обеспечения безопасности на нефтепроводе Киркук-Джейхан, который из-за частых диверсий после свержения режима Саддама Хусейна практически не функционировал.
Нефтяные поставки осуществляются по двум маршрутам:
- южному - через Басру и находящийся неподалеку меньший по размеру терминал Хор Эль - Амайя, на которые приходится три четверти всех экспортных мощностей;
- северному - из Киркука через турецкий порт Джейхан. Объем доказанных запасов каждого из двух газовых месторождений, находящихся вблизи Киркука, составляет 500 млрд. куб.м.
Кроме того, почти в три раза вырос экспорт мазута, которого в 2010 году за границу было отправлено на 1,5 млрд. долл. США (в 2006 - на 556 млн. долл. США).
Несмотря на то, что по запасам нефти Ирак занимает третье место в мире, из-за экономических санкций и шедшей несколько лет войны, он отстает от других крупных нефтяных государств в области нефтедобычи.
До начала войны с Ираном в 1980г. в Ираке добывалось 3,6 млн. бар. нефти в сутки. В 1990г., перед первой войной в Персидском заливе, показатель добычи составлял 3,2 млн. бар., а перед вторжением США в Ирак в 2003г. - 2,7 млн. бар. в день. За последние годы добыча снизилась до 2 млн. бар. в день. Сегодня доказанные запасы нефти в Ираке оцениваются в 116 млрд. бар.

В Ираке отсутствует должный правительственный контроль над экспортом нефти. На одном из двух главных терминалов, через которые на юге страны вывозится нефть, не установлены даже счетчики. Ежедневный объем контрабанды иракской нефти оценивается в сотни тыс. баррелей.
Ирак намерен увеличить численность правительственных войск в нефтедобывающих районах на севере страны, где наиболее часто экстремисты совершают диверсии. В 2005г. из-за диверсий, направленных против нефтяной инфраструктуры, экономика Ирака потеряла 6,25 млрд. долл. США. Нефтяные объекты в 2005г. 186 раз подвергались нападениям со стороны боевиков, в результате чего были убиты 47 специалистов, обеспечивающих работу отрасли, а также 100 сотрудников силовых структур, занимающихся охраной.
Состояние иракских терминалов и нефтепроводов также вызывает большую озабоченность нефтяников Ирака. По словам экспертов, слишком интенсивная добыча нефти при недостаточном техническом оснащении и обеспечении может нанести огромный вред нефтяным резервам Ирака, которые считаются вторыми после Саудовской Аравии. Исходя из этого, даже принимая во внимание помощь со стороны США и Великобритании, Ираку понадобятся многие млрд. долл. США для восстановления экономики, в корне разрушенной войной, в т.ч. и энергетического сектора страны.
ЭИТ. Ираку необходима техническая поддержка, в частности, лаборатории для измерения уровня загрязнения воздуха и воды для устранения последствий разрушения предприятий химической промышленности и прочих объектов во время войны в 2003г. ВВС США применяли снаряды с содержанием обедненного урана. Представители иракского минздрава наблюдают рост случаев заболевания раком и связывают это с последствиями бомбардировок: официально объявлено о 140 тыс. раковых больных, их число ежегодно увеличивается.
Багдад подвергся масштабным бомбардировкам в ходе операции "Буря в пустыне" в 1991 году, а также в результате вторжения сил западной коалиции в марте 2003 года с целью свержения бывшего лидера Ирака Саддама Хусейна. Иностранным войскам не удалось стабилизировать ситуацию в стране после того, как саддамовский режим был свергнут. В результате Ирак оказался втянутым в междоусобицу на религиозной и политической почве. Все это привело к ухудшению ситуации в экономике, которая вдобавок во время правления Саддама Хусейна испытывала давление международных санкций.
Как пишут его специалисты, основными проблемами, серьезно осложняющими модернизацию ТЭК Ирака, являются, в частности, неадекватный учет произведенной продукции, коррупция, саботаж. Между тем, неясными остаются перспективы будущего финансирования в целях повышения эффективности работы нефтяного сектора Ирака, поскольку из ассигнованных на это администрацией США средств освоены уже почти 80%.
В Ираке до сих пор не принят закон об управлении нефтегазовой отраслью и распределении доходов от продажи углеводородного сырья (закон об углеводородах).
Ниже следуют некоторые условия закона об углеводородах.
 Две национальные нефтяные компании будут реструктуризированы в холдинговую компанию с сетью дочерних предприятий, которые будут заниматься разными аспектами нефтяного бизнеса.
 Федеральный совет нефти и газа будет определять национальную нефтяную политику.
 Министерство нефти будет регулировать сектор.
 Существующие контракты, заключенные правительством Курдистана, будут пересмотрены самим правительством в соответствии с новым законом. Комиссия независимых экспертов будет рассматривать корректность изменений в случае возникновения спорных вопросов.

До тех пор, пока это законодательство не будет принято и не начнет исполняться, Ираку будет трудно привлечь иностранные инвестиции для модернизации сектора.
Согласно новому закону о компаниях, принятому Временным управляющим советом Ирака, гражданам страны разрешается создавать фирмы, занятые непосредственным торговым взаимообменом. Новый закон позволяет вести бартерную торговлю не только с арабским, но и с другими иностранными компаниями. При режиме Саддама Хусейна в этом направлении действовала масса административных ограничений.

В то же время, существует около десяти критериев, которым должна соответствовать компания, добывающая нефть или газ в Ираке. В частности, на месторождении сохраняется национальный суверенитет, контроль принадлежит Ираку, добываемые нефть и газ остаются собственностью страны и так далее.
Преференций не существует. <Лукойл> будет конкурировать на равных с другими фирмами, несмотря на получение контракта на разработку месторождения <Западная Курна-2> (на условиях СРП) сроком до 2020г.
Доказанные извлекаемые запасы месторождения составляют около 6 млрд. бар. нефти. Капитальные вложения в его разработку оцениваются в 4 млрд. долл. США. <Лукойл> ранее заявлял о намерении провести переговоры с новым руководством Ирака по этому проекту.
<Лукойл> позиционирует себя как компанию, которая готова работать в Ираке, только для этого просит у властей гарантий плодотворной деятельности.

ПФ. Правительство Ирака подготовило план реконструкции Багдада; в течение последующих трех лет на проект потребуется 6 млрд. долл. США. Половина этой суммы пойдет на развитие инфраструктуры, другая - будет вложена в инвестиционные проекты. У правительства не имеется средств, чтобы реализовать этот проект самостоятельно, без частных инвесторов.


Источник: http://www.ArmWorld.ru/2010/09/23/irak.php

План реконструкции Багдада, в частности, предполагает возведение высотных домов на главных улицах города, строительство новых транспортных развязок, коммерческих центров и гостиниц.
Местные СМИ сообщили со ссылкой на слова бывшего министра нефти Ирака, советника премьер-министра Ирака Джавада Нури аль-Малики Самира аль-Гадбана, что количество иракских проектов по добыче нефти непрерывно увеличивается, что привлекает все больше и больше зарубежных инвестиций. Как предполагается, в последующие годы нефтепроизводство в этой стране многократно возрастет.
Ираку необходимы инвестиции в нефтяную промышленность в 20-25 млрд. долл. США. в течение ближайших 5-7 лет. В указанную им сумму уже входят средства, необходимые как для развития существующих 5 перерабатывающих заводов и на строительство 4 новых, так и на создание нефтепроводов. Учитывая резкий скачок цен на строительство, указанных средств может даже не хватить. Финансирование может быть осуществлено путем создания совместных предприятий.
По другим данным, для нормального развития энергетического сектора Ираку требуются инвестиции в размере как минимум 50 млрд. долл. США. Но даже при условии, что эти деньги будут выделены, Ирак только к 2015г. сможет производить добывать 6 млн. бар. нефти в день, то есть, объемы, достаточные для собственных нужд электроэнергии. Военные представители США в своих прогнозах более оптимистичны: они считают, что реальный срок для достижения этого - 2015-13гг.
План восстановления иракской экономики, подготовленный при содействии ООН, также ставит задачу довести к 2014г. производство нефтепродуктов до 700 тыс. бар./день.
Хотя Ирак долгое время затягивает принятие законопроекта об углеводородах, правительство уже решило провести в этом году тендеры на освоение нефтяных месторождений. На них будут приглашены нефтяные компании всех стран мира с тем, чтобы восстановить производство и добычу нефти на некоторых нефтяных промыслах в Ираке. По его словам, при проведении тендеров не будет правового вакуума. Заинтересованные стороны проведут тендеры традиционным для Ирака образом.
После принятия закона об углеводородах Ирак выставит на торги 15 нефтяных и газовых блоков. В последующие четыре года планируется выйти на уровень добычи 4,5 млн. бар. и к 2016г. - до 6 млн. бар.
США поддерживают развитие газовой инфраструктуры Ирака и выступают за экспорт иракского газа в Европу. По мнению аналитиков, это связано с желанием отодвинуть на второй план Иран, доказанные запасы газа которого являются одними из крупнейших в мире. Экспорт иракской нефти в США в феврале 2010г. достиг 3,5-летнего минимума, сообщило министерство энергетики США: 325.000 бар. нефти в сутки, что на 39% меньше объема экспорта в январе.
Турция возобновила поставки моторного топлива и других продуктов нефтепереработки в Ирак - в связи с тем, что Ирак перевел первый из трех денежных траншей для погашения задолженности за поставки. Турция приостановила поставлять нефтепродукты в Ирак в начале 2006г. в связи с тем, что Багдад задолжал 1 млрд. долл. США. Турция - основной поставщик в Ирак продуктов переработки нефти, включая бензин, дизельное и авиационное топливо. С 2003г. Ирак получил 10 млн.т. турецких нефтепродуктов.
Кувейт планирует построить новый нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) мощностью 600 тыс. барр. нефтепродуктов в день. Строительство нового НПЗ начнется в 2010г., а первую продукцию завод выдаст в начале 2013г. Стоимость проекта - 4 млрд. долл. США. После выхода нового НПЗ на проектную мощность экспорт нефтепродуктов Кувейтом может увеличиться до полутора млн. бар. в день. В настоящее время страна ежедневно поставляет на международный рынок 915 тыс. баррелей нефтепродуктов. В течение ближайших 15 лет Кувейт планирует вложить в нефтегазовый сектор экономики 40 млрд. долл. США.
Botas положительно смотрит на возможность участия немецкой компании RWE в <Набукко> в качестве шестого акционера. В консорциум проекта входят пять компаний - Botas, австрийская OMV, венгерская MOL, румынская Transgaz и болгарская Bulgargaz.
Ирак пригласил Индию принять участие в строительстве заводов в Киркуке и Миссане. Кроме того, государство планирует удвоить мощности завода в Дауре до 200,000 бар., в Басре - со 100,000 до 210,000 бар., а также построить новые предприятия, включая завод жидкого каталитического крекинга мощностью 30 тыс. бар. в Байджи, улучшить качество выпускаемой продукции и нарастить производство газолиновых продуктов. Еще один нефтеперерабатывающий завод должен быть сооружен в На-ссирийе, на юге Ирака, который сможет экспортировать 300 тыс. бар. нефтепродуктов в день.
Япония пообещала Ираку льготный кредит для расширения мощностей нефтеперерабатывающего комбината в Басре в 2,079 млрд. иен (17,5 млн. долл. США) под 0,75% годовых с погашением в течение 40 лет, включая 10-летнюю отсрочку. Данный заем является частью от 3,5 млрд. долл. США, которые Япония обещала вложить в развитие Ирака во время встречи стран-доноров в 2003г.
Японский кредит будет использован также на модернизацию линий электропередачи в Ираке, исходя из того, что расширение экспорта нефти из Ирака отвечает интересам Японии, поскольку стабилизирует мировой рынок и может привести к снижению цен на нефть.
Крупнейшая европейская нефтяная компания Royal Dutch Shell после 35 лет перерыва возвращается в Ирак и приступает к добыче газа на севере страны в иракском Курдистане. Проект включает, наряду с добычей газа в районе г. Киркук, большинство населения которого составляют курды, строительство газопровода из этой части Ирака в турецкий порт Джейхан. Партнером Shell в проекте является турецкая компания ТРОА.
Ливанская нефтяная компания Make Oil начала строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) стоимостью 3 млрд. долл. США в Курдистане. Строительство займет от двух до трех лет, после чего завод сможет перерабатывать до 250 тыс. бар. нефти в день. Для участия в строительстве нефтеперерабатывающего завода Курдистана в г. Дхуке приглашены компании из стран Персидского залива, Европы и США.
Курдистанский проект станет первым нефтеперерабатывающим заводом, построенным компанией Make Oil, имеющей офисы в Германии, Испании, Англии, Судане и Сирии. Независимо от сложности ситуации в Ираке, нефтяные цены сохранят рост в долгосрочном периоде благодаря устойчивому китайскому экономическому буму.
Make Oil также предложила построить меньший по мощности нефтеперерабатывающий завод в Дхуке, который сможет приступить к работе через девять месяцев, пока идут строительные работы на более крупном предприятии.
На ближневосточный регион приходится основная доля импорта энергоресурсов в Китай: Саудовская Аравия, Оман и Иран поставляют 40% потребляемой ею нефти. До войны доля Ирака была крайне незначительной - 0,5%. Правительство Саддама Хусейна пошло бы на сотрудничество с нефтяными корпорациями Китая, но наложенные Совбезом ООН санкции стали для них непреодолимой преградой к иракским скважинам. Неудивительно, что Китай в свое время взял на себя роль одного из главных адвокатов диктатора перед мировым сообществом. Результатом стало подписанное в 1997г. соглашение на разработку Аль-Ахдабского месторождения компаниями China National Petroleum Corporation (CNPC) и China North Industries Corporation (Norinco). Однако в силу наложенных на Ирак ограничений оно так и осталось на бумаге.

Источник: http://www.ArmWorld.ru/2010/09/23/irak.php

Реанимация договоренностей с Ираком вписывается в новый курс Китая на диверсификацию нефтяного импорта.
Министр нефти Ирака Хусейн Аль-Шахристани заявил, что его страна может отдать Китаю первый контракт на разработку крупного месторождения нефти. Правда, внешнеполитическое ведомство Китая отреагировало в свойственной ему осторожной манере, заявив, что Китай готов продолжить сотрудничество с Ираком в области энергоресурсов. Однако соблазн заполучить месторождение нефти с резервами в 200 млн. бар. может оказаться велик. Даже притом, что разработка Аль-Ахдаба потребует вложения немалых средств - по оценкам 500-700 млн. долл. США, да и риски нестабильности послевоенного Ирака очевидны.
Связи с Россией. Торгово-экономические отношения с Ираком начали осуществляться с 1958г. До введения в 1990г. санкций ООН в связи с оккупацией Кувейта Ирак был крупнейшим торговым партнером на Ближнем Востоке. Товарооборот в 1989г. превышал 2 млрд. долл. США. Перспективность иракского рынка всегда определялась его высокой платежеспособностью, обеспеченной вторыми по величине в мире запасами нефти, возможностями экспорта нашей машинно-технической продукции, а также специмущества.
Введенные СБ ООН в 1990г. торгово-экономические санкции в отношении Ирака (Резолюция 661) установили запреты на импорт и экспорт любых товаров, а также на перевод в Ирак финансовых средств и других экономических ресурсов. Исключение составили медицинские товары и продукты питания, поставки которых были разрешены при условии получения одобрения со стороны Комитета по санкциям ООН в отношении Ирака.
С целью облегчения тяжелой экономической ситуации в стране СБ ООН принял Резолюцию 986 (1995г.), в соответствии с которой Багдаду разрешалось экспортировать нефть на 2 млрд. долл. США каждые 6 мес. (одна фаза), а на вырученные средства закупать медикаменты и продовольствие (программа <Нефть в обмен на продовольствие и медикаменты>).
Сохранение и закрепление российского присутствия на иракском рынке является приоритетной задачей. Уход с этого рынка обернулся бы для российских компаний потерями в 1,5 млрд. долл. США по незавершенным контрактам в рамках гуманитарной программы ООН и 8 млрд. долл. США по перспективным проектам сотрудничества:
- по контрактам, которые были заключены российскими компаниями в рамках гуманитарной программы ООН <Нефть в обмен на продовольствие> на поставку оборудования и материалов,
- сооружения энергетических объектов, среди них ТЭС <Юсифия>, ГЭС <Макхуль>, ТЭС <Насирия>, ТЭС <Харта>, ТЭС <Аль-Шамаль>, ГЭС <Аль-Адайм>, бурение и обустройство нефтяных скважин и др. (общий объем обязательств более 1,3 млрд.долл. США).
- в областях водообеспечения, ирригации, строительства зерновых элеваторов, где накоплен большой и уникальный опыт сотрудничества и в которых российские компании конкурентоспособны.
Иракский долг перед Россией составляет 9,84 млрд. долл. США, включая обязательства по ранее предоставленным государственным кредитам в сумме 8,64 млрд. долл. США и по коммерческим кредитам - 1,2 млрд. долл. США. Неизменность позиции российской стороны состоит в том, что иракская долговая проблема должна решаться исключительно на многостороннем уровне в рамках механизмов Парижского клуба.
Справочно. Компания Platts (www.platts.com), подразделение корпорации McGraw-Hill Companies (Северная Америка), является ведущим мировым поставщиком информации по энергоресурсам и металлам. Platts, имеющая вековой коммерческий опыт, обслуживает клиентов в 150 странах. 14 отделений Platts по всему миру обслуживают рынки нефти, природного газа, электроэнергии, атомной энергии, угля, нефтехимии и металла. Трейдеры, специалисты по управлению риском, аналитики и ведущие предприятия отраслей полагаются на помощь Platts при принятии решений относительно коммерческих операций и инвестиций.

По материалам Полпред (Россия) от 28 апреля 2011 и от 21 июля 2011г.

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.